Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Бижбулякский район Республики Башкортостан

Знаменитые места района . Из истории мостов времен Екатерины II

23 Июля 2015
1288
0

 


Миф, будто все старые дороги построила Екатерина II, связан с тем, что при её царствовании появилась сеть почтовых государственных трактов. Такая «екатерининская» дорога проходит и по республике.

СПРАВКА

По государственному тракту  во времена Екатерины II, имея на руках подорожную и меняя лошадей на почтовых станциях, можно было добраться практически до любой жилой точки империи.

Через наш край традиционно проходили торговые пути, соединявшие Восточную Европу с Сибирью, Среднюю Азию с Китаем. 

Наряду с транзитными существовали местные направления, проходившие по территориям башкирских племен и родов, местам их кочевок. В исторических документах их называют башкирскими дорогами, в том числе старинным башкирским трактом, китайской или же бурзянской дорогой. 

12 (22) ноября 1689 года вышел царский указ об учреждении пути, соединяющем Центральную Россию с Сибирью. В народе его называли по-разному: великий кандальный путь, государева дорога, Екатерининский тракт. По тракту прошли и проехали тысячи осужденных каторжан в кандалах в сопровождении конвоиров, известные путешественники, государственные деятели (например, Александр I и Александр II), купцы с сибирскими и китайскими товарами.

Его существование обеспечивало экономические преимущества городам и селам, располагавшимся вдоль него, потому они всячески поддерживали великую императорскую дорогу. Благодаря общим усилиям она постоянно расширялась. В XIX веке по тракту ежегодно проезжали до 200 тысяч человек, в том числе до 18 тысяч заключенных, перевозили более 10 миллионов пудов товара.

 

Бирский-Сибирский тракт
Асфальтовое шоссе, минуя Благовещенск, протянулось с юга на север - это дорога от Уфы до Бирска. Трудно представить, но всего сто лет назад её не существовало, и в Бирск ездили совсем по-другому. Старая Бирская-Сибирская дорога начиналась на западе города. Для того чтобы попасть туда, а также в Казань, Екатеринбург или Пермь нашим предкам нужно было для начала выкатиться на Вавиловский перевоз через Белую - место, где сегодня улица Деревенская переправа в Нижегородке выходит к берегу Белой. Там до сих пор видны следы паромной переправы.
Далее дорога шла через деревню Вавилово, совпадая с нынешней трассой М7, ведущей на Казань. В деревне Мамяково старая дорога отклоняется вправо, идёт через деревни Медведерово, Ахлыстино, а напротив села Калинники снова выходит к Белой. Здесь также когда-то действовал перевоз, называвшийсяМОНАСТЫРСКИЙ по селу Монастырский Дуваней. 
В наше время от былого почтового тракта осталась  проселочная дорога разной степени сохранности. Трудно представить, что когда-то здесь шёл плотный трафик. Однако это подтверждают артефакты. Например, каменный мостик на обычной проселочной дороге возле деревни Канлы. Или вот два каменных мостика-близнеца посреди болотистой уремы, не доезжая до села Калинники. 
Покровитель лошадей
От Монастырского перевоза через Белую дорога ветвилась на две части. Одна через село Петровское шла на Бирск и оттуда на Елабугу. Именно так раньше ездили на Казань. Другая - вдоль озера Старица на Калинники, большое притрактовое село. Когда-то на главной улице села стояла церковь Фрола и Лавра, покровителей лошадей. По воспоминаниям старожилов, обозных лошадей выстраивали вдоль дороги и батюшка кропил их святой водой. 
Далее дорога, теперь это был уже конкретный Сибирский тракт, шла на север. 
Следующее крупное село – Емашево, где до сих пор сохранился грандиозный кирпичный храм. Здесь старый тракт сбегает под горку и по мосту пересекает полноводную реку Бирь. 
За Емашево дорогу обступает лес, среди которого на полянах читаются былые деревни, также в одну улицу стоявшие вдоль тракта. Вообще, когда едешь по этой дороге, чувствуешь себя исследователем. Прошлая жизнь не так сильно спрятана от нас. Но она удаляется всё дальше. И если каменные мостики ещё есть, то деревянные давно сгнили и рухнули.
В Мишкино старый тракт выходит на асфальт и совпадает, местами уходя в сторону, с дорогой на Караидель и Тастубу. За деревней Рефанды ещё один красивый каменный арочный мост. Кстати,  ширина мостиков везде около 6 метров. Таковы были стандарты почтового тракта.
В деревне Явгильдино на Аскино уходит дорога, ведущая в итоге на Кунгур и выходящая на Великий Московско-Сибирский тракт. Тот самый, построенный при Екатерине.

 

На территории Бижбулякского района, по воспоминаниям старожилов, такие сооружения появились вблизи нескольких населенных пунктов, расположенных на Оренбургском тракте. До настоящего времени сохранился старинный мост лишь около с. Седякбаш :

Наименование объекта: «Екатерининский мост».

Местонахождение: около с. Седякбаш

Время создания: мост построен в конце XVIII века при царствовании Екатерины II

Сведения об архитекторах: неизвестны, строили местные жители под руководством русских мастеров

Материал: природный камень. Ширина моста примерно 5-6 метров, высота 3 метра, длина около 50 метров.

Транспортная и пешеходная доступность: объект доступен как пешеходу, так и транспорту

Уникальность объекта:  является памятником истории

 

Мосты в Сибири

В пяти километрах от  деревни Аёшка, в стороне от больших дорог и постороннего взгляда находится это незаурядное даже по нынешним меркам инженерно-архитектурное сооружение.
Сложенный без единой капли цементного раствора , из натурального, обтесанного руками мастеров 18 века, камня, этот мост, по утверждению директора местного краеведческого музея Михаила Пьянкова – редкость не только для Сибири, но и для всей России: «Ценность его заключается в том, что это единственное уникальное инженерное сооружение в России. Похожее есть в Новогородской области, но там больше руины, развалины. А для Сибири это вообще  уникальный памятник, сберечь который нас обязывает история».
«Екатерининским» мост  называют в народе. Официальное название памятника гораздо проще – Каменный. Построенный во времена правления Екатерины Второй, этот мост - уцелевшая часть тракта, соединявшего  Ачинский острог с Ирбинским железоделательным заводом. Дорога эта, связывая запад и юг Енисейской губернии , имела очень большое значение. К слову, именно по этому тракту проезжал,  возвращаясь из сибирской ссылки,  вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Строился мост  двадцать лет: с 1776 по 1796 год,  под руководством ссыльного польского инженера (имя которого остается, к сожалению, неизвестным),   особым способом. «Это античная технология, - комментирует Михаил Анатольевич. - Создан мост без какого-либо раствора, камни подгонялись, обтесывались, а центральный, так называемый «замковый» камень обеспечивает устойчивость всей конструкции. Получается, что мост сам себя держит и  стоит уже больше двухсот лет, несмотря на то, что по нему, в свое время, ходила тяжелая техника …И простоит еще столько же, если за ним следить».
Уберечь памятник от разрушения пытались своими силами: несколько лет назад на въезде с обоих сторон установили запрещающие знаки, вырыли защитные рвы, чтобы  исключить проезд по мосту не только тяжелых тракторов и грузовых автомобилей, но и от легковушек рыбаков и охотников. Но система важна в любом деле: сегодня от охранных знаков и рвов остались только следы. 
Несмотря на то, что сюжеты о мостике  снимали центральные каналы России, Франции и Чехии, для большинства местных жителей, а тем более для жителей края, эта достопримечательность так и остается неизвестной. Но, может именно благодаря своей малоизвестности, мост цел и по сей день. Хотя следы пребывания туристов-одиночек  уже оставлены  на вековых камнях. А вот привлечение к восстановлению памятника посильного труда  школьников могла бы сохранить его для потомков. « Такая идея вполне жизнеспособна, - считает  Михаил Пьянков. - Это возможно в двух вариантах: организация летнего лагеря по реставрационным работам,  либо привлечение  трудовых отрядов старшеклассников».
В самом деле, совместить летний отдых подростков с благоустроительными работами  близлежащей к памятнику территории -  вполне реальная мысль. На полную реконструкцию моста нужно, самое малое, тысяч сто, если не больше, а выкосить бурьян, обрезать кусты вдоль каменной кладки, установить вновь охранные знаки и выкопать канавы способны даже дети.

Датой строительства моста считается 1762 год. Эта дата значилась на сооружении до его реставрации. Мост через небольшой овражек был частью знаменитой Екатерининской дороги. Правда, до сих пор не доказано, проезжала ли Екатерина Великая по этому мосту или нет. В областной реестр памятников истории мост-памятник не включен, но на районом уровне он до сих пор считается одной из основных достопримечательностей.

Каких-то 30-40 лет назад, когда въезд в райцентр не был асфальтирован, мост был в проезжем состоянии, а дорога через него вела на улицу Революционную – основную улицу райцентра. Это и был въезд в Матвеевку.

Пятнадцать лет назад местную достопримечательность отреставрировали. Правда, максимально сохранить изначальный вид моста не удалось, зато само историческое место до сих пор напоминает матвеевцам и гостям района о временах Великой царицы.

В этом году дорожники привели в порядок территорию. Но вопрос ремонта в целях сохранения моста-памятника пока остается открытым.


Екатерининский мост

 

В 18 веке по всей России открывались новые торжки. Потоки товаров устремлялись из края в край. Большинство из них по-прежнему переводилось по рекам на баржах, которые тянули бурлаки. Правда, с 15 века существовал сибирский путь. Но постепенно строились и тракты – новые шоссейные дороги с канавой для отвода воды и покрытием из камня, с верстовыми столбами. Вдоль дорог высаживали березы, чтобы не сбиться с пути. Дороги получили название «Екатерининский тракт», березы - Екатерининскими. Крестьяне следили за выживанием берез, контролировали водосточные канавы, вносили денежную и натуральную плату.

 

В народе дороги еще называли «кандальными», «слезными» ,ибо по этим дорогам гнали в Сибирь колоннами по 100 и до 500 человек заключенных для каторжных работ. Арестанты пели унылые песни. Слово «Каторга» имеет греческое происхождение и означает галер, на которых использовались рабы-гребцы, прикованные к скамьям и веслам.

 

В России же каторжники заколачивали сваи в моря, наводили мосты через болота, в шахтах добывали руду. По царскому указу учредили вдоль дороги этапы, через каждые 20-30 км- пункты для ночевок и дневок арестантов.

 

При побеге каторжан конвоиры могли связать любого мужика. «Государева дорога» была достроена к середине 19 века, она дошла до китайской стены. По этим же дорогам перевозили почту, переселялись крестьяне и.т.д. Этот тракт разделился на ряд дорог, имевших региональное значение. Одна из этих ветвей проходила через с.Исаметово. Об этом свидетельствует, прежде всего, каменный мост, построенный через реку Аушты. По легендам он был построен во времена Екатерины 2 и по разговорам старцев деревни, до сих пор носит название «Эби патша купере». Его учил строить русский мужик, а работали местные крестьяне, они же приносили яйца для раствора с целью скрепления камней. Таких мостов по России- сотни, тысячи. Они были построены по указу царицы о строительстве арочных мостов. Конструкция этих мостов проста, а в вот крепость пошла на века. В настоящее время он находится под укрепленным и расширенным мостом, по нему проходит федеральная трасса «Волга М7» .

 

По дороге проезжают большегрузные автопоезда. Они берут до 40 т груза. И вот, этот «мостик» пропускает через себя до 100-200 автомашин (считая легковые) каждый час. После моста поднимается крутой склон, и дорога стремительно уходит в Верхнеяркеево и на Уфу. Этот склон- настоящее испытание для водителей, особенно знаменит среди водителей-дальнобойщиков.   Говорят, о нем знают даже в Китае. Раньше, кто хотел ехать в Яркеево от начала до конца этого склона подталкивал машины. Если машина сядет или съедет на обочину, могли вытащить только тракторы. За последние 15 лет 2 раза срезали эту горку.

 

И в настоящее время этот участок дороги остается самым опасным. Пойдет молодой снежок или гололедица, фуры с двух сторон выстраиваются вдоль дороги. Со стороны деревни иногда до Байсаровских лесов и с другой до «Бетле купер», На этом участке случаются страшные аварии. И этот маленький мостик ведёт печальную статистику аварий и человеческих жертв.

 

С вершины этого склона открывается великолепная панорама: справа старый березовый лес вперемешку с молодым сосняком и прекрасными долинами и балками. Там, огибая деревню с северной стороны, протекает речка Аушты на которой в конце 18 века стояло 4 водяных мельницы. С другой стороны моста в 70 годах прошлого века проживала семья Камаловых Ф. Напротив их усадьбы поднимался тот самый склон, который являл собой голый пустырь. А нынче там выросли стройные лиственницы. Чуть меньше километра вверх по речке находится прекрасно оформленный и ухоженный родник «Ђнилљр чишмљсе». А над этим родником на плоскогорье ежедневно проходит всенародный праздник «Сабантуй». А там уже перед взорами открывается верхнее течение реки Аушты с добротными домами. Конечно же, там ведут хозяйство мои односельчане - истинные труженики.

 

Однако же, вернемся к мосту. О том, что этот мост и кандальная дорога одно целое свидетельствует очень многое. Взглянем вглубь истории деревни Старокуктово. 1795 год, деревня находилась у столбовой дороги, соединяющий Бирск с Мензелинском. Здесь была почтовая станция. (А.З.Асфандияров «История сел и деревень Башкортостана». Четвертая книга 119 с.) В этой же деревне («Иске авыл»да) были найдены и кандалы. Дома «ристан» находились еще в д.Лаяшты Илишевского района, д.Байсарово (р.Татарстан). В дер.Баисарово до сих пор находятся торговые лавки купцов. Видимо, дорога проходила чуть поодаль данной трассы, через д.Исаметово на Чишмабаш-Байсарово. Об этом свидетельствует разрушенный арочный мост «Кыргыз купере» через «Ямансаз» чуть выше д.Зейлово. Лаяшты, с.Куктово, Байсар. Эти три деревни как раз находятся в 25 км друг от друга. В истории д.Аккузево тоже говорится Московской дороге, которая шла в Сибирь и она огибала «Чагылтау» и назывался «Караван юлы», которая говорит о торговых связях с востоком.

 

Развитие торговли и ремесел оказывало влияние и на нашу деревню. По данным историка А.З.Асфандиярова в конце 18 века деревня имела две мечети с мусульманским училищем, четыре мельницы, изготавливали ободья и колеса. Возможно, их продавали в Байсаровском базаре, который считался центром торговли Минзилинского уезда,

 

В Пугачевском бунте участвовали крестьяне и из наших краев. Они направлялись в Минзилинск и проходили через Байсарово, командиры заставляли местных крестьян накормить, дать ночлежку и повстанцам.

 

Крестьяне тут же присоединялись к ним, о чем свидетельствует история д.Байсарово. Есть поверье, башкирского национального героя С.Юлаева и его отца могли прогонять через наши деревни. Их этапировали из Уфы на Бирск, затем Мензелинск-Казань. Они, закованные в колодки, были отправлены в Казань в Секретную комиссию (Газиз Галин «Последний путь Салавата». Уфа Китап. 1994 г.) Видимо, много, ой как много тайн хранит этот маленький мостик под названием «Ђби патша купере».

 

В настоящее время, неразрушенный веками, он имеет колоссальное хозяйственное и историческое значение, является уникальным архитектурным объектом и находится в одном из прекрасных природных уголков Илишевского района на стыке с дружественным Татарстаном. Я уверена, что «Ђби патша купере» займет достойное место среди чудес Илишевского района.

 

 

 

 

 

 

 

 

Путешествуем по Оренбуржью: Екатерининский мост

В продолжении темы путешествий по Оренбуржью, я отправился на Екатерининский мост, или, как некоторые его называют, -  Аничкин, который находится в Оренбургском районе, не доезжая до пос. Экспериментальный.

Добраться до моста можно как автомобилем, так и автобусом. Если есть свой транспорт, то это упрощает задачу. Выезжаем на трассу «Оренбург - Соль-Илецк» и, примерно через 26 км, видим по левой стороне придорожное кафе, которое называется «Екатерина». Сворачивайте к этому кафе, возле него довольно удобная парковка.  Оставив машину, пешком можно дойти до самого моста, примерно 100 метров.

Мост является памятником, истории и архитектуры поэтому охраняется законом. Мост был восстановлен при съемках кинофильма «Русский бунт» в 90 годах прошлого века. На сайте поселка Донгуза написано: "по приданию Екатерина Вторая якобы проезжала по этому мосту". Однако, это сомнительно, так как постройка моста велась с 1820 по 1825, а это более 20 лет после смерти Императрицы. Также известно, что мост был создан при строительстве дороги для вывоза соли из рудника. Выполнен мост из бутового камня карьера Маячный, о чем свидетельствует табличка.












 

 

 

 

 

  • Знаменитые места района . Из истории мостов времен Екатерины II