Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Бижбулякский район Республики Башкортостан

Выступление главы администрации на августовском совещании работников образования

10 Сентября 2015
117
0

Хөрмәтле мәғариф хезмәткәрзәре,ветерандар, сакырылған кунактар!
Хөрмәтле_Ильдус Ришатович , Гузель Рифовна !
Яңы укыу йылы башланыу менән ихлас күңелдән кайнар котлайым!

    Уважаемые работники образования, ветераны педагогического труда  и приглашенные гости!

      В преддверии нового учебного года по сложившейся доброй традиции мы собрались здесь на большой августовский педсовет. Нам предстоит подвести итоги прошедшего учебного года, обсудить назревшие проблемы и вопросы, наметить задачи по дальнейшему развитию системы образования в районе.

    В развитии любого общества образование играет важную роль. Это та сфера, где неразрывно соединяются интересы государства, общества и отдельно взятого человека. Школьное образование представляет собой самый значительный и самый ответственный период подготовки молодого человека к жизни. Как сказал глава республики Р.З. Хамитов «…образование и педагогическая деятельность – это огромный мир, огромное направление деятельности. От того как оно будет выстроено, организовано – зависит наша с вами жизнь. От того, как мы будем готовить детей и сами будем участвовать в этом процессе, зависит очень многое в жизни».

Сегодня в Республике Башкортостан создаются все условия для эффективного развития системы образования: действуют республиканские целевые программы, разработана Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Республики Башкортостан»; продолжается реализация приоритетного национального проекта «Образование», в рамках которого осуществляется поддержка лучших учителей, талантливой молодежи.

     На республиканском августовском педсовете, который состоялся в городе Нефтекамске, педагоги Башкортостана обсудили проблемы обновления школьного образования. Были подведены итоги деятельности системы образования республики и намечены задачи на новый учебный год. Разговор состоялся серьезный.

         Главные задачи, которые руководитель республики поставил перед работниками отрасли —внедрение  в учебный процесс системы электронного образования, модернизация и развитие начального, среднего и высшего профессионального образования, современные образовательные технологии, высокопрофессиональные кадры, поддержка учительства.

       Вопросы  развития образования, укрепления материально-технической базы, повседневная деятельность общеобразовательных школ и дошкольных учреждений - являются предметом особого внимания и для администрации муниципального района. Успешное их функционирование  во многом обусловлено социальной направленностью муниципального бюджета - образование потребляет более  60 % его доходов.

Уважаемые работники образования !

     Сегодняшний  большой районный педагогический форум по традиции дает старт началу нового учебного года и соответственно  ставит новые задачи.        

Дошкольное образование .

 

     В нашем районе   детей от 2 до 6 лет  всего 1696 . Работают 14 детских садов. В 10 школах открыты группы  дошкольной подготовки в базовых школах с охватом 187 детей.  Сегодня  у нас в очереди  на получение места  в детские сады  стоят  151 ребенок до трех лет,  подавляющая часть которых в райцентре.  Нет очереди для детей от 3-х до 7-и лет. Обеспеченность детей с 1 года до 6 лет составляет 60 %. С 3 до 7 лет – 73, 2 % .

         Хотя мы сейчас говорим об улучшении показателей по охвату детей дошкольным образованием, и часть детских садов у нас перегружены ( бижбулякские дошкольные учреждения, детсад села Аитово), в скором времени может стать вопрос об уменьшении количества воспитанников. Сейчас взрослеет поколение, которое родилось в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Многие помнят эти непростые времена, дефолт, кризис, рождалось меньше детей.   У нас на одну женщину детородного возраста приходится 1,85 ребенка. А еще 15-20 лет назад эта цифра была 2,2-2,3. Вы сами понимаете: если женщин, да и в целом населения меньше, то, конечно же, будет спад рождаемости. Сегодня  в очереди   ребятишек в детсад,  которым до 3 лет,  всего 151 ребенок. Чтобы через три года детские сады не пустовали, нужно уже сегодня продумать наши действия на перспективу, начиная с 2018 года – тогда мы уже ожидаем серьёзное уменьшение. Надо продумать нам всем вместе как лучше использовать незадействованные помещения,  открывать ясельные группы, группы начальных классов. Не надо ждать, когда эта ситуация проявится в полный рост. Надо уже сейчас готовится к этому.

         Говоря о дошкольном образовании, вновь хочу обратить внимание на проблему  посещаемости дошкольных учреждений. Так, за первое полугодие муниципальный заказ  по посещаемости не выполнен ни одним дошкольным образовательным учреждением, количество пропущенных дней – более 14 тысяч, посещаемость по дошкольным учреждениям составляет 71,5 %. При существующей системе частичного подушевого финансирования, считаю такие «прогулы» недопустимыми. И я  обращаюсь к руководителям детских садов: контроль за целевым расходованием бюджетных средств будет жестким. Поручаю отделу образования  проработать юридически вопрос об исключении ребенка из дошкольного образовательного учреждения, при его непосещении без уважительных причин в течение 3-х месяцев.

Улучшается материальная база учреждений дошкольного образования. Во всех садах проведен ремонт, приобретаются новая мебель  и другой  инвентарь. Не остались в стороне в вопросе проведения текущего ремонта детских садов и родители наших дошколят. Большое им спасибо !

  Школьное образование.

         Уважаемые товарищи ! 

 

Как я уже отметил  сегодня большая доля  бюджета муниципального района  60 % направляется на образование. Это очень большая цифра. За ней – реальные деньги и финансовое благополучие школ. За 2014 год средняя заработная плата учителей по району составляет 25756 рубля, работников дошкольных учреждений – 15838 рубль ,  дополнительного образования 16600 рублей, технического персонала – 8520 рублей.

    Значительно улучшить материально-техническую базу образовательных учреждений муниципального района позволили  меры направленные на модернизацию системы образования. Школам  муниципального района из средств федерального и республиканского бюджета было выделено:

-по программе «Доступная среда» 2 млн.79 тысяч рублей,  из них: из федерального бюджета – 1 млн. 456 тысяч  рублей, из республиканского – 624 тысячи рублей;

- на создание условий для занятий физической культурой и спортом выделено  и израсходовано 949 тысяч  рублей из  федерального бюджета;

-на приобретение  автобуса  в среднюю школу с. Демский на сумму 1  млн.428 тысяч  рублей.

    Ежегодно на выполнение ремонтных работ используются  средства спонсоров - добровольные пожертвования, выделяемые адресно учреждениям образования муниципального района. В этом учебном году  на эти цели было привлечено 25 млн.рублей. На эти средства идет реконструкция и капитальный ремонт здания Елбулак-Тамакской средней школы. ( Каменка ??)


Уважаемые товарищи !

 

По данным прогноза на 2015– 2020 годы в школах района количество детей постепенно будет уменьшаться. Это связано, как с низкой рождаемостью детей за последние годы, так и естественной миграцией  семей, имеющих детей школьного возраста в другие районы и регионы.  К примеру с 2000 года по настоящее время наблюдается снижение количества детей школьного возраста  - от 5 тысяч 700 до 2 тысяч 850 детей. . То есть, за 15 лет количество учащихся снизилось практически в 2 раза. Данная проблема актуальна для всей России. К каким последствиям она  приводит  -  всем известно, ведь исходя из численности учащихся, определяется количество школ.

              Как вы помните,  с  2008 г. был  начат постепенный повсеместный переход на  принцип нормативно-подушевого  финансирования школ. Мы вместе с вами эти годы проводили работу по реформированию системы образования района, которая  включила в себя :

-  реорганизацию  18 начальных малокомплектных и основных школ путем слияния (присоединения) к основным и средним базовым школам с учетом транспортной доступности;

- организацию  подвоза 600 учащихся из 46 населенных пунктов в базовые (средние) школы; 

- количество педагогов , работавших в учреждениях образования за последние пять лет сократилось с 434 человек до  345 человек.

- удалось снизить неэффективные расходы на образование района с 30 млн.400 тысяч рублей в 2012 году до 14 млн.рублей в 2014 году.

         Вместе с тем оптимизация образовательных организаций выявило ряд существенных проблем, которые необходимо решать нам : администрации района, главам сельских поселений, руководителям учреждений образования :

1.             Расходы только на содержание незадействованных помещений Зириклинской, Ермолкинской, Дюсяновской, Азнаевской, Хомутовской  школ составляет 11 млн. 290 тысяч рублей.

2.             Содержание и эксплуатация автобусного парка ( 22 автобуса) обходится районному бюджету ежегодно 12 млн. 143 тысячи рублей.

3.             Содержание дорог и мостов, по которым осуществляется перевозка детей автобусами также требует немалых средств из бюджета района.

        Пользуясь тем , что в работе августовского педсовета принимает участие заместитель министра образования республики Ахметшина Гузель Рифовна, хочу выразить пожелание и предложение, чтобы при выделении денежных средств на проведение капитального ремонта зданий учреждений образования, приобретение современного учебного оборудования муниципальным образованиям учитывать вклад каждого района в уменьшение неэффективных расходов на образование.

Сегодня у нас 14 средних общеобразовательных школ – юридических лиц с сетью филиалов, представляющих гибкую и динамичную сети образовательных учреждений . Создание такой системы образовательных учреждений позволило уменьшить расходы на одного учащегося,  по некоторым школам в 2- 3 раза. В среднем по району в 2014 году расходы на 1-го ученика составили  66,7 тыс. рублей в год, за 7 месяцев  этого года   – 41,4  тыс. рублей. И сложившаяся сегодня школьная система района , я думаю, больше не будет подвергаться большим изменениям. Нашим принципом по-прежнему остается, « Есть дети – есть школа».

Главам сельских поселений, директорам образовательных учреждений необходимо тщательно проанализировать демографическую ситуацию на ближайшие 5 лет и определить перспективы дальнейшего развития. В таких условиях , конечно, целесообразнее вложить средства в укрепление базовых школ.

 

Уважаемые участники совещания !

     

  Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является одним из инструментов внешней оценки качества образования. Из 175 выпускников в этом году 163 прошли успешно итоговую аттестацию и получили  аттестат о среднем образовании.

        К сожалению, результаты ЕГЭ нас не радуют. Выпускники нашего района , как и в прошлом году, «отличились в худшую сторону», по сумме средних баллов  по двум обязательным и пяти наиболее выбираемым дисциплинам . Сумма баллов  по району составила 347,9 и мы находимся на 52 месте из 70 муниципальных образований республики. Средний балл по республике составил 375,7 , а по России 384,3 балла. По успешности муниципалитетов по сдаче ЕГЭ район оказался на 53 месте из 70 муниципальных образований, в прошлом году мы занимали 58 место.

       По сдаче Единого государственного экзамена мы  ни по одному предмету не достигли средних показателей по республике , тем более по России. Если взять часть сданных предметов : русский язык -57 место в республике, математика базовая -65 место                ( отдельный вопрос по Кенгер-Менеузовской школе, где полный провал), математика – профиль , физика , информатика – 59-е место. Английский язык – последнее место в республике. В Год литературы у нас в районе этот предмет сдавали всего 3 выпускника. Единственный более-менее сданный  экзамен – биология, 34 место , в прошлом году было 51.

         И вполне естественно, что перед нами всеми встает вопрос качества образования. Почему при почти равных условиях у школ и учителей-предметников такие разные результаты ? Необходимо  сделать подробный анализ и разобраться полностью, в чем причина?  Наши дети ничем не хуже детей других районов республики. Они имеют полное право на хорошее образование. Может причина в организации учебного процесса или в квалификации учителей ? Я  хочу подчеркнуть, нужно развивать  систему подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ  в каждой школе района, отработать систему факультативов, дополнительных занятий, курсов. Руководителям методических объединений проводить семинары, мастер-классы по данному вопросу. Целесообразно ещё в среднем звене выявлять ребят, для которых преодоление минимального порога требований ЕГЭ будет проблематичным. Наряду с оказанием системной психолого-педагогической помощи, вести с этой категорией детей и их родителями, продуманную работу, направленную на поступление детей в учреждения среднего профессионального образования и получение рабочей профессии после 9 класса.

             Вместе с тем  у единого государственного экзамена вместе с плюсами появилось и некое  количество минусов. Поскольку всего З-4 экзаменам ЕГЭ придан судьбоносный характер (ставка  поступление или не поступление в вуз). Ученики, и родители готовы на все, чтобы повысить результаты по этим позициям.   Оценка  труда учителей, директоров школ  и работников отдела образования напрямую поставлены в зависимость от итогов ЕГЭ.   Происходит радикальная подмена целей школы. Из важнейшего обучающего учреждения образования  она быстро превращается в школу для  натаскивания на ЕГЭ. В старших классах главное внимание уделяется подготовке к ЕГЭ. В обществе даже появился слоган « Школа не учит, школа готовит к ЕГЭ». Вынужденное сосредоточение  на проблеме подготовки к ЕГЭ резко ограничил рост профессионального мастерства учителей.  Забывается и  воспитательная функция образовательного учреждения.

 

Уважаемые коллеги !

 

      Образовательные   учреждения,   эффективно   внедряющие   информационно-коммуникационные  технологии,  являются  наиболее  успешными  на  рынке образовательных услуг. Сегодня все школы района имеют программы информатизации. Удовлетворяет  и  имеющееся  количество компьютерной  техники. Наряду  с  этим, образовательные учреждения района должны модернизировать компьютерную базу школ, создать условия для роста профессионального мастерства педагогов, их компетентности. Глава республики Рустэм Хамитов ставил задачу формирования в республике целостной системы электронного образования. Сегодня каждому педагогу, независимо от его возраста и стажа, необходимо понять, что школа требует от них новых знаний, современных педагогических технологий, готовности быть примером для своего ученика.

      Отдельно хочу сказать про школьные сайты  - они должны быть лицом образовательного учреждения. Любой пользователь: ученик, родитель, выпускник - должен найти на его страницах всю необходимую информацию об организации учебно-воспитательного процесса, используемых программах, познакомиться с результатами работы школы. Сайты должны постоянно обновляться – в общем, быть  «живыми»!

     Хотел бы немного остановиться на проблеме социальных сетей. Современные школьники довольно сильно погружены в социальные сети: абсолютное  большинство  использует  их  каждый  день.  Наибольшей популярностью среди социальных сетей пользуются : В контакте, Одноклассники, а также Фейсбук, Инстаграм,  Твиттер . Сейчас страницы в соцсетях имеют даже первоклассники.  Если задаться целью и посчитать, сколько времени ребенок уделяет Сети, то можно весьма неприятно удивиться. Обычный подросток в возрасте от 10 до 18 лет активно использует какой-либо из гаджетов в среднем … пять часов ежедневно! Ведущим  мотивом  в сетях  является    общение,  выраженный  в  поиске  и  поддержании  связей  с  друзьями  и  знакомыми. В то же время,  по  мнению многих родителей,  ребенок  стал уделять  меньше  времени  урокам,  стал  меньше  двигаться  (заниматься  спортом), меньше  гулять  и  общаться  с  родителями. И это  небезосновательно. Более четверти школьников признались в том, что не успевали сделать уроки из-за социальных сетей.  К сожалению и многие учителя уже безнадежно отстали в этой области от своих учеников. Фраза: «Да я так уже двадцать лет работаю, и, слава богу, все замечательно» не годится по одной простой причине: дети уже не такие, как двадцать или даже десять лет назад. Что же делать учителям? Как понять современного ребенка? Социальная сеть - вот самый очевидный ответ. Нравится нам или нет, но социальные се?